Суббота, 04.05.2024, 15:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Глобальные партнеры в образовании

25.09.2013
Мы в соцсетях
25.02.2014
Создание презентации в Prezi.com
18.11.2014
collaborative project
17.11.2014
Приглашение на конференцию
20.10.2015
Расписание занятий (2015-2016 уч. год)
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт реализации международного культурно образовательного проекта посредством создания виртуальной образовательной среды

Бюллетень Учебнометодического объединения вузов Российской Федерации по психологопедагогическому образованию № 1 (4) — 2013

Опыт реализации международного культурнообразовательного проекта посредством создания виртуальной образовательной среды
С.А. Минюрова


Поколение «Play Station» пришло в университеты. Молодые люди, которые с детства привыкли к электронным игрушкам и взрослели в повседневности компьютерных коммуникаций, стали студентами российских вузов. Отличительными чертами этого поколения является приоритетное использование интернеттехнологий при организации взаимодействия и деятельности, глобализм как мировосприятие и критичное отношение к авторитетам как контекст межличностных отношений. Для молодых людей важно на студенческой скамье получить ответ на значимые для дальнейшей жизни вопросы: что я приобрету, получая образование; насколько получаемая в вузе информация современна и актуальна для реальной деятельности? Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обеспечивают опережающее реагирование на подобные запросы. В качестве результата освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры ФГОС ВПО определяет общекультурные и профессиональные компетенции, овладев которыми выпускник вуза сможет отвечать на вызовы современной социальнопрофессиональной реальности.
Реализация образовательного процесса по направлению 050400 Психологопедагогическое образование предполагает подготовку бакалавров и магистров к довольно широкому спектру видов профессиональной деятельности, разворачивающихся в сфере «человек — человек». Поэтому особую важность приобретает формирование компетенций, связанных с развитием коммуникативных способностей выпускников. Учитывая широкие миграционные процессы современного мира, следует предвосхищать возможность того, что профессиональная деятельность сегодняшних студентов может осуществляться в самых различных социокультурных условиях.
В этой связи актуализируется значимость формирования у выпускников компетенций, обеспечивающих готовность к межкультурной коммуникации. Реализация компетентностного подхода предполагает создание в вузе особой социокультурной среды, широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Выполнение по ставленных задач направляет на поиск инновационных форм организации образовательного пространства. В данной статье представлен опыт продвижения в этом на правлении Института психологии Уральского государственного педагогического университета.
Институт психологии УрГПУ, ориентируясь на создание обогащенной социокультурной среды, стал участником международного культурнообразовательного проекта «Глобальное понимание», который реализуется на основе меморандума о сотрудничестве УрГПУ (Россия) и East Carolina University (США) в рамках программы «Глобальные академические инициативы». Этот проект осуществляется по средством создания виртуальной образовательной среды с участием студентов из 22 стран мира. Проект реализуется как видеоконференции в режиме реального времени. Студенты практикуются в использовании английского языка, который явля
ется рабочим для курса. Они ведут постоянную электронную переписку, выполняют совместные проекты.
Организатором международного культурнообразовательного проекта «Глобальное понимание» East Carolina University (США) определены задачи курса и разработаны четкие требования, минимально необходимые для участия в проекте.
Задачи курса
• Предложить студентам возможность понимать, исследовать и научиться ценить существующее разнообразие культур и процессы глобализации, обеспечивая опыт прямого международного взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве между студентами и факультетами разных стран.
• Научить студентов использованию методов этнографических исследований, необходимых для эффективного взаимодействия, понимания, изучения других культур.
• Формировать умения кросскультурного исследования и анализа.
• Стимулировать международное сотрудничество посредством использования интернеттехнологий с целью обеспечения доверия, дружбы и будущих возможностей для научного сотрудничества.
Требования к организации курса
Семестровый курс «Глобальное понимание» рассчитан на 2 академических часа в неделю, осуществляется в режиме реального времени с участием 4 странпартнеров.
На взаимодействие с каждой страной отводится 4 недели.
Каждый 4недельный блок начинается с вводных занятий, имеющих целью знакомство с общей информацией о странах — участницах проекта. Затем следует лекционный день, когда преподаватели из университетовпартнеров читают лекции об определенном аспекте страны, которую они представляют. Затем на протяжении не скольких занятий ведущей деятельностью является взаимодействие студентов. По понедельникам и средам студенты общаются со студентами из университетовпарт неров, по пятницам каждый университет проводит независимые (локальные) занятия, на которых осуществляется рефлексия пройденного материала и изучается ма териал в рамках курса, который требует дополнительного внимания. В дни взаимодействия студентов группа делится на две подгруппы. Эти подгруппы вовлекаются в чередующиеся виды деятельности: одна участвует в дискуссии со студентами университетапартнера посредством видеоконференции, студенты другой подгруппы в индивидуальном порядке ведут переписку с зарубежным партнером в рамках заданной темы. Последний день занятий посвящается подведению итогов и рефлексии относительно изученной страны.
Сотрудничество студентов осуществляется во время занятий и продолжается по средством электронной переписки на протяжении всего курса. На каждом занятии обсуждаются темы «Студенческая жизнь», «Семья», «Смысл жизни», «Стереотипы и предрассудки» и другие темы общекультурного характера. Информация о культуре странучастниц сообщается посредством лекций и раздаточного материала. Содержание курса может быть расширено до специализированных дисциплин (уровень бакалавриата и магистратуры) по желанию университетовпартнеров.
Идеальное число студентов в группе — 16 человек (допускается немного большее или меньшее число). За исключением первого дня студенты должны быть поделены на 2 подгруппы. Студенты одной подгруппы должны общаться в чате со студентами парт нерами, другая подгруппа должна в это время задействована в видеоконференции. Студенты должны быть в курсе событий, происходящих в странах — участницах проекта. Для этого они должны читать газетные статьи из периодических изданий стран — участниц проекта, чтобы:
• обсуждать статьи в аудитории;
• обсуждать статьи на форуме;
• готовить резюме статей;
• составлять вопросы по материалам статей для партнера по обучению.
Перед каждым днем интернетобщения студенты должны осуществлять своего рода рефлексию. Преподаватели решают, как данная форма работы может быть реализована в учебном процессе. Это может быть:
• личный дневник (может оцениваться преподавателем);
• блог;
• обсуждение на форуме.
Рефлексия должна отражать следующие моменты:
• освещать темы, обсуждаемые на занятии;
• культурные отличия, выявленные в процессе общения со студентами из университетовпартнеров;
• мысли, связанные с темами, обсуждаемыми на занятии;
• по окончании блока обучения с каждой страной предоставление резюме полученного опыта и описание общего впечатления о стране.
Регулярное присутствие студентов на каждом занятии очень важно для данного курса. Студенты также должны осуществлять коммуникацию друг с другом вне аудиторных занятий. Все студенты должны принять участие в итоговом совместном проекте, а также в опросе до начала курса и по его завершении. Условием выдачи сертификатов об окончании данного курса является участие в опросе не менее 90 % студентов.
Несмотря на то что для этого курса не предусмотрены учебники, студенты должны знакомиться с материалами, которые предоставляют информацию о странах — участницах проекта; содержат сведения о ключевых понятиях в области антропологии, психологии, страноведения; содержат описание исследовательских методов, не обходимых для изучения других культур и взаимодействия с их представителями, таких как этнографическое исследование и кросскультурное сравнение. Эти учебные материалы включены в содержание контрольных срезов и итоговый экзамен.
Учебный курс «Глобальное понимание» обеспечивается на основе недорогой и универсальной технологии. Для его реализации требуется оборудование, необходимое для проведения видеоконференций; один компьютер, имеющий выход в интернет; один компьютер для осуществления координации; компьютерный класс, оборудованный 8 компьютерами для общения в чате. Плата за участие в проекте не взимается.
В текущем учебном году партнерами по проекту «Глобальное понимание» для Института психологии УрГПУ стали университеты США, Египта, Перу, Алжира. На основе четкого, согласованного со всеми участниками проекта расписания проводились учебные занятия 2 раза в неделю по одному академическому часу на протяжении четырех недель с каждым университетомпартнером. По завершении курса студенты готовили совместный проект со своими иностранными коллегами по теме «Особенности восприятия времени в разных культурах». Результатом стали индивидуальные, парные и групповые презентации, представленные на занятиях и выложенные затем на сайте проекта. В конце семестрового курса студенты получили сертификаты о дополнительном образовании со стороны Уральского государственного педагогического университета и сертификаты со стороны East Carolina University (США).
Практика реализации международного культурнообразовательного проекта
«Глобальное понимание» позволяет Институту психологии УрГПУ выйти на качественно новый уровень организации учебного процесса. Происходит создание обогащенного образовательного пространства, что обеспечивает университету опыт реального межкультурного взаимодействия и формирует у студентов важные компетенции, предусмотренные стандартом по направлению 050400 Психологопедагогическое образование:
• способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК1);
• способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК5);
• готовность использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК6);
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК7);
• способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК8);
• способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК9).
На современном этапе становления Учебнометодического объединения вузов России по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование созданы достаточные условия для внедрения опыта реализации культурнообразовательных проектов посредством создания виртуальной образовательной среды. Организация подобных сетевых проектов с участием студентов и преподавателей вузов — членов УМО является реальной перспективой. Институт психологии Уральского государственного университета готов разработать для этого пилотный проект.




 

Категория: Мои статьи | Добавил: melena (17.11.2014)
Просмотров: 900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: